Заголовок: Централизованное тестирование по обществоведению, 2020
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — обществоведение
Вариант № 7310

Централизованное тестирование по обществоведению, 2020

1.  
i

Устой­чи­вая си­сте­ма со­ци­аль­но зна­чи­мых черт че­ло­ве­ка, поз­во­ля­ю­щая ему быть со­зна­тель­ным субъ­ек­том от­но­ше­ний и де­я­тель­но­сти,  — это:

1) ин­ди­ви­ду­аль­ность;
2) объ­ект;
3) ин­ди­вид;
4) ор­га­низм;
5) лич­ность.
2.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром верно со­от­не­се­ны тип тем­пе­ра­мен­та и его ха­рак­те­ри­сти­ка (по И. Пав­ло­ву).

А)  хо­ле­рик

Б)  санг­ви­ник

В)  флег­ма­тик

1) упор­ный тру­же­ник жизни

2)  те­ря­ет­ся в новых усло­ви­ях жизни

3)  бо­е­вой, за­дор­ный, легко раз­дра­жа­ю­щий­ся тип

4)  го­ря­чий про­дук­тив­ный де­я­тель

1) АЗБ4В1;
2) А2Б1ВЗ;
3) А4Б1ВЗ;
4) А1БЗВ2;
5) А2Б1В4.
3.  
i

Ре­аль­ная при­чи­на, ко­то­рая осо­зна­ет­ся лич­но­стью и на­прав­ля­ет по­зна­ва­тель­ную и прак­ти­че­скую де­я­тель­ность,  — это:

1) це­ле­устрем­лен­ность;
2) по­треб­ность;
3) убеж­де­ние;
4) уста­нов­ка;
5) ин­те­рес.
4.  
i

В Древ­нем Риме слово «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ло:

1) уме­ние по­ни­мать и ис­тол­ко­вы­вать тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния;
2) со­во­куп­ность луч­ших, наи­бо­лее зна­чи­тель­ных тво­ре­ний че­ло­ве­ка;
3) со­во­куп­ность ре­зуль­та­тов че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти;
4) спо­соб вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка-граж­да­ни­на, до­стой­но­го члена об­ще­ства;
5) сред­ство воз­вы­ше­ния че­ло­ве­ка, со­вер­шен­ство­ва­ния ду­хов­ной жизни и нрав­ствен­но­сти.
5.  
i

Осо­бен­но­стью твор­че­ства в науке яв­ля­ет­ся:

1) со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний;
2) опора на мыш­ле­ние и экс­пе­ри­мент;
3) де­я­тель­ность по за­ко­нам кра­со­ты;
4) вера в сверхъ­есте­ствен­ные силы;
5) опора на во­об­ра­же­ние и фан­та­зию.
6.  
i

Со­глас­но тео­рии со­цио­ло­га П. Со­ро­ки­на иде­а­ци­он­ный тип куль­ту­ры ос­но­ван на:

1) ре­ли­ги­оз­ной вере;
2) праг­ма­ти­че­ском под­хо­де к дей­стви­тель­но­сти;
3) со­зер­ца­тель­ном от­но­ше­нии к при­ро­де;
4) гар­мо­нич­ном вза­и­мо­дей­ствии людей с при­ро­дой;
5) ра­ци­о­наль­но-чув­ствен­ных цен­но­стях.
7.  
i

От­ли­чи­тель­ной чер­той ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся(-ются):

1) раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний;
2) ве­ду­щая роль в об­ще­стве соб­ствен­ни­ков земли;
3) ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ин­тер­нет-тех­но­ло­гий в про­из­вод­стве и об­ще­нии;
4) не­зна­чи­тель­ные раз­ме­ры про­из­вод­ства про­дук­ции на душу на­се­ле­ния;
5) опре­де­ля­ю­щая роль про­мыш­лен­но­сти в си­сте­ме хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.
8.  
i

Раз­ли­чия между лю­дь­ми, обу­слов­лен­ные их фи­зио­ло­ги­че­ски­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми,  — это:

1) со­ци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция;
2) есте­ствен­ная диф­фе­рен­ци­а­ция;
3) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция;
4) есте­ствен­ная ин­те­гра­ция;
5) вер­ти­каль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция.
9.  
i

Уме­ние в си­ту­а­ции кон­флик­та го­во­рить и дей­ство­вать на­пря­мую, чест­но из­ла­гать свою по­зи­цию, из­бе­гая лжи и ма­ни­пу­ля­ций, на­зы­ва­ет­ся:

1) про­ти­во­бор­ство;
2) не­по­сред­ствен­ность;
3) кон­ку­рен­ция;
4) доб­ро­же­ла­тель­ность;
5) при­спо­соб­ле­ние.
10.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром верно со­от­не­се­ны функ­ция семьи и ее про­яв­ле­ние.

А)  ре­кре­а­тив­ная

Б)  эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская

В)  хо­зяй­ствен­но-бы­то­вая

1) вос­пи­та­ние у детей опре­де­лен­ных норм по­ве­де­ния в раз­лич­ных жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях

2)  фор­ми­ро­ва­ние чув­ства за­щи­щен­но­сти

3)  обес­пе­че­ние ма­те­ри­аль­ных усло­вий жиз­не­де­я­тель­но­сти семьи

4)  обес­пе­че­ние чле­нов семьи ком­фор­том и уютом

1) А2Б1ВЗ;
2) АЗБ2В4;
3) А1Б4В2;
4) А4Б2В3;
5) А1Б2В4.
11.  
i

Ука­жи­те вер­ное суж­де­ние.

1) Де­мо­гра­фи­че­ская без­опас­ность пред­став­ля­ет собой со­сто­я­ние за­щи­щен­но­сти го­су­дар­ства и об­ще­ства от де­мо­гра­фи­че­ских угроз.
2) Ген­дер­ный ба­ланс в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь обес­пе­чи­ва­ет­ся вве­де­ни­ем квот на ра­бо­чие места для пред­ста­ви­те­лей раз­ных полов.
3) Целью де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся по­вы­ше­ние уров­ня до­хо­дов на­се­ле­ния.
4) Тен­ден­ция ста­ре­ния на­се­ле­ния ха­рак­тер­на для раз­ви­тых и раз­ви­ва­ю­щих­ся стран.
5) Де­мо­гра­фи­че­ской угро­зой для Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся вы­со­кий уро­вень рож­да­е­мо­сти.
12.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант за­пол­не­ния схемы.

1) А — вир­ту­аль­ное, Б — сред­ства об­ще­ния, В — ма­ни­пу­ля­тив­ное;
2) А — не­фор­маль­ное, Б — функ­ции об­ще­ния, В — мо­но­ло­ги­че­ское;
3) А — не­вер­баль­ное, Б — виды об­ще­ния, В — им­пе­ра­тив­ное;
4) А — мо­но­ло­ги­че­ское, Б — виды об­ще­ния, В — де­ло­вое;
5) А — вер­баль­ное, Б — сред­ства об­ще­ния, В — им­пе­ра­тив­ное.
13.  
i

Ре­ли­ги­ей НЕ яв­ля­ет­ся:

1) агно­сти­цизм;
2) ислам;
3) ин­ду­изм;
4) хри­сти­ан­ство;
5) буд­дизм.
14.  
i

Ре­ли­гии, ко­то­рые при­зна­ют ра­вен­ство ве­ру­ю­щих перед Богом не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­но­сти, на­зы­ва­ют­ся:

1) по­ли­те­и­сти­че­ски­ми;
2) уни­вер­саль­ны­ми;
3) об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми;
4) мо­но­те­и­сти­че­ски­ми;
5) ми­ро­вы­ми.
15.  
i

Вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к людям, вклю­ча­ю­щее за­бо­ту об их нуж­дах, по­треб­но­стях и ин­те­ре­сах, на­зы­ва­ет­ся:

1) чут­кость;
2) тре­бо­ва­тель­ность;
3) до­сто­ин­ство;
4) бла­го­род­ство;
5) уста­нов­ка.
16.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром верно со­от­не­се­ны сфера эс­те­ти­че­ской де­я­тель­но­сти и ее про­яв­ле­ние.

А)  эс­те­ти­ка при­ро­ды

Б)  эс­те­ти­ка труда

В)  эс­те­ти­ка быта

1) ху­до­же­ствен­ное про­ек­ти­ро­ва­ние про­мыш­лен­ных из­де­лий

2)  пра­ви­ла эти­ке­та в выс­шем об­ще­стве

3)  са­до­во-пар­ко­вое ис­кус­ство

4)  укра­ше­ние своей одеж­ды эле­мен­та­ми де­ко­ра

1) АЗБ1В2;
2) А4Б2ВЗ;
3) А2Б4В1;
4) АЗБ1В4;
5) А1Б4ВЗ.
17.  
i

По­сту­пок как цен­траль­ный эле­мент нрав­ствен­но­го по­ве­де­ния:

1) оце­ни­ва­ет­ся толь­ко по до­стиг­ну­тым ре­зуль­та­там;
2) от­ра­жа­ет толь­ко от­вет­ствен­ное от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к дру­гим людям и к са­мо­му себе;
3) оце­ни­ва­ет­ся по со­во­куп­но­сти мо­ти­вов, средств и по­след­ствий дей­ствий че­ло­ве­ка;
4) все­гда со­от­вет­ству­ет пра­ви­лам нрав­ствен­но­сти;
5) опи­ра­ет­ся на при­о­ри­тет­ность норм ин­ди­ви­ду­аль­ной сво­бо­ды.
18.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант за­пол­не­ния схемы.

1) А — тех­ни­че­ские, Б — ком­му­ни­ка­тив­ная;
2) А — гу­ма­ни­тар­ные, Б — тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ская;
3) А — при­клад­ные, Б — про­из­вод­ствен­ная;
4) А — есте­ствен­ные, Б — гу­ма­ни­зи­ру­ю­щая;
5) А — при­клад­ные, Б — со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая.
19.  
i

Одной из ос­нов­ных форм за­ра­бот­ной платы в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:

1) по­тре­би­тель­ская;
2) сдель­ная;
3) сов­ме­щен­ная;
4) вто­рич­ная;
5) ре­аль­ная.
20.  
i

Ав­то­ром книги «Ис­сле­до­ва­ние о при­ро­де и при­чи­нах бо­гат­ства на­ро­дов» яв­ля­ет­ся ан­глий­ский эко­но­мист:

1) А. Смит;
2) Й. Шум­пе­тер;
3) Т. Веб­лен;
4) М. Фрид­мен;
5) П. Са­му­эль­сон.
21.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние.

1) Част­ная соб­ствен­ность может при­над­ле­жать толь­ко фи­зи­че­ско­му лицу.
2) Ак­ци­о­нер­ная соб­ствен­ность ос­но­ва­на на лич­ном труде участ­ни­ков кол­лек­ти­ва.
3) Го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность, как пра­ви­ло, рас­про­стра­ня­ет­ся на клю­че­вые виды при­род­ных ре­сур­сов.
4) Кол­лек­тив­ная соб­ствен­ность — это раз­но­вид­ность об­ще­ствен­ной соб­ствен­но­сти.
5) Форма соб­ствен­но­сти за­ви­сит от объ­ек­та при­сво­е­ния.
22.  
i

Ха­рак­тер­ной чер­той ры­ноч­ной эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся:

1) ди­рек­тив­ное управ­ле­ние эко­но­ми­кой;
2) вы­со­кая доля го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти;
3) вли­я­ние тра­ди­ций и обы­ча­ев на хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность;
4) по­дав­ле­ние эко­но­ми­че­ской ини­ци­а­ти­вы;
5) рав­но­пра­вие любых форм соб­ствен­но­сти.
23.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром верно со­от­не­се­ны функ­ция денег и ее про­яв­ле­ние.

А)  сред­ство сбе­ре­же­ния и на­коп­ле­ния

Б)  сред­ство об­ра­ще­ния

В)  мера сто­и­мо­сти

1) товар опла­чи­ва­ет­ся сразу при по­куп­ке

2)  опла­та то­ва­ра про­из­во­дит­ся с от­сроч­кой пла­те­жа

3)  по­ме­ще­ние денег в банк под про­цен­ты

4)  вы­ра­же­ние в день­гах сто­и­мо­сти то­ва­ра

1) А1Б2В3;
2) АЗБ2В4;
3) АЗБ1В4;
4) А2БЗВ4;
5) А4Б1В2.
24.  
i

Ме­то­дом пря­мо­го го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся:

1) на­ло­го­об­ло­же­ние част­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки;
2) кон­троль кре­дит­но-фи­нан­со­вой де­я­тель­но­сти пред­при­я­тий;
3) де­я­тель­ность на­ло­го­вой си­сте­мы;
4) из­ме­не­ние пра­во­вых норм;
5) фи­нан­си­ро­ва­ние про­грес­сив­ных тех­ни­че­ских и тех­но­ло­ги­че­ских но­во­вве­де­ний.
25.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант за­пол­не­ния схемы.

1) А — гео­гра­фи­че­ские, Б — ин­но­ва­ци­он­ная;
2) А — ин­ду­стри­аль­ные, Б — куль­тур­ная;
3) А — эко­ло­ги­че­ские, Б — кон­фес­си­о­наль­ная;
4) А — сель­ско­хо­зяй­ствен­ные, Б — аг­рар­ная;
5) А — ин­ду­стри­аль­ные, Б — мо­ло­деж­ная.
26.  
i

Тео­рия есте­ствен­но­го права рас­смат­ри­ва­ет права че­ло­ве­ка как:

1) да­ро­ван­ные ему го­су­дар­ством;
2) от­чуж­да­е­мую воз­мож­ность дей­ство­вать опре­де­лен­ным об­ра­зом;
3) не­от­чуж­да­е­мые и не за­ви­ся­щие от го­су­дар­ства;
4) ме­ха­низм под­чи­не­ния ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка по­треб­но­стям го­су­дар­ства;
5) ре­зуль­тат раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства.
27.  
i

До­пол­ни­те схему (со­глас­но ста­тье 18 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь).

1) не­из­мен­ность со­гла­ше­ний;
2) со­ци­аль­ное ра­вен­ство;
3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм;
4) не­при­ме­не­ние силы или угро­зы силой;
5) устой­чи­вое раз­ви­тие.
28.  
i

Ком­му­ни­сти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют за:

1) за­щи­ту прав круп­ных соб­ствен­ни­ков;
2) при­о­ри­тет тра­ди­ций и обы­ча­ев в жизни об­ще­ства;
3) при­о­ри­тет лич­ных ин­те­ре­сов над об­ще­ствен­ны­ми;
4) лик­ви­да­цию клас­со­вых раз­ли­чий и част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства;
5) пре­об­ла­да­ние ин­те­ре­сов нации над ин­те­ре­са­ми ин­ди­ви­да.
29.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром верно со­от­не­се­ны функ­ция го­су­дар­ства и ее про­яв­ле­ние.

А)  эко­но­ми­че­ская

Б)  со­ци­аль­ная

В)  куль­тур­ная

1) обес­пе­че­ние жиз­нен­но­го уров­ня, не­об­хо­ди­мо­го для под­дер­жа­ния здо­ро­вья людей

2)  кон­троль за пра­виль­но­стью ис­поль­зо­ва­ния на­ло­гов

3)  раз­ви­тие сети биб­лио­тек и му­зеев

4)  под­держ­ка со­ци­аль­но зна­чи­мо­го про­из­вод­ства

1) А4Б1ВЗ;
2) АЗБ2В4;
3) А1БЗВ2;
4) А4Б2ВЗ;
5) А4Б2ВЗ.
30.  
i

Ука­жи­те НЕ­ВЕР­НОЕ суж­де­ние.

1) По­ли­ти­че­ская гло­ба­ли­за­ция про­яв­ля­ет­ся в уси­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та стран.
2) Сто­рон­ни­ки ан­ти­г­ло­ба­лиз­ма вы­дви­га­ют тре­бо­ва­ние ре­фор­ми­ро­ва­ния су­ще­ству­ю­щей гло­баль­ной фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы.
3) Про­яв­ле­ни­ем гло­ба­ли­за­ции в сфере по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся про­цесс сбли­же­ния си­стем на­ци­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства.
4) Темпы эко­но­ми­че­ской гло­ба­ли­за­ции пре­вос­хо­дят темпы по­ли­ти­че­ской.
5) Гло­ба­ли­за­ция в сфере куль­ту­ры спо­соб­ству­ет росту вза­и­мо­по­ни­ма­ния между раз­ны­ми на­ро­да­ми, но не ведет к устра­не­нию со­ци­аль­ных кон­флик­тов.
31.  
i

В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь вы­бо­ры яв­ля­ют­ся рав­ны­ми  — это озна­ча­ет, что:

1) су­ще­ству­ет воз­раст­ной ценз из­би­ра­те­лей;
2) из­би­ра­те­ли имеют рав­ное ко­ли­че­ство го­ло­сов;
3) в го­ло­со­ва­нии при­ни­ма­ют уча­стие все граж­да­не стра­ны;
4) из­би­ра­тель лично ре­ша­ет, участ­во­вать ли ему в вы­бо­рах и за кого го­ло­со­вать;
5) де­пу­та­ты из­би­ра­ют­ся граж­да­на­ми не­по­сред­ствен­но.
32.  
i

Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей пред­по­ла­га­ет:

1) рав­но­пра­вие граж­дан в сфере по­ли­ти­ки;
2) не­за­ви­си­мость го­су­дар­ства в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях;
3) право вето главы го­су­дар­ства на за­ко­ны, при­ня­тые пар­ла­мен­том;
4) объ­еди­нен­ную си­сте­му за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти;
5) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм.
33.  
i

Ре­гу­ля­тив­ная функ­ция права про­яв­ля­ет­ся в:

1) куль­ти­ви­ро­ва­нии в че­ло­ве­ке чув­ства соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства;
2) фор­ми­ро­ва­нии убеж­ден­но­сти людей в спра­вед­ли­во­сти дей­ству­ю­щих пра­во­вых норм;
3) нор­ма­тив­ном за­креп­ле­нии прав и сво­бод граж­дан;
4) пре­се­че­нии дей­ствий, враж­деб­ных об­ще­ствен­но­му строю;
5) укреп­ле­нии пра­во­по­ряд­ка и за­кон­но­сти.
34.  
i

Совет Ми­ни­стров Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь:

1) на­зна­ча­ет ди­пло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей в ино­стран­ных го­су­дар­ствах;
2) яв­ля­ет­ся ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти;
3) при­ни­ма­ет ре­ше­ние о ро­спус­ке мест­ных Со­ве­тов де­пу­та­тов;
4) га­ран­ти­ру­ет ре­а­ли­за­цию ос­нов­ных на­прав­ле­ний внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки;
5) осу­ществ­ля­ет над­зор за точ­ным со­блю­де­ни­ем за­ко­нов.
35.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант за­пол­не­ния схемы.

1) А — Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей, Б — опре­де­ле­ние струк­ту­ры пра­ви­тель­ства;
2) А — Совет Ми­ни­стров, Б — пар­ла­мент­ские слу­ша­ния;
3) А — Па­ла­та пред­ста­ви­те­лей, Б — на­зна­че­ние Пре­мьер-ми­ни­стра;
4) А — Па­ла­та пред­ста­ви­те­лей, Б — пар­ла­мент­ские слу­ша­ния;
5) А — Го­су­дар­ствен­ный ко­ми­тет, Б — вве­де­ние во­ен­но­го по­ло­же­ния.
36.  
i

В со­вре­мен­ной прак­ти­ке го­су­дарств наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным и де­мо­кра­тич­ным спо­со­бом при­ня­тия кон­сти­ту­ции яв­ля­ет­ся:

1) «да­ро­ва­ние» кон­сти­ту­ции мо­нар­хом на­ро­ду;
2) при­ня­тие кон­сти­ту­ции спе­ци­аль­но со­здан­ным ор­га­ном (на­при­мер, Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем);
3) при­ня­тие кон­сти­ту­ции пар­ла­мен­том;
4) при­ня­тие кон­сти­ту­ции на ре­фе­рен­ду­ме;
5) при­ня­тие кон­сти­ту­ции Ко­ми­те­том по пра­вам че­ло­ве­ка.
37.  
i

Со­глас­но Граж­дан­ско­му ко­дек­су Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь:

1) го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство в част­ные дела до­пус­ка­ет­ся для за­щи­ты об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка;
2) граж­дан­ская пра­во­спо­соб­ность воз­ни­ка­ет по до­сти­же­нии 18-лет­не­го воз­рас­та;
3) юри­ди­че­ские лица об­ла­да­ют толь­ко общей пра­во­спо­соб­но­стью;
4) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы го­су­дар­ства ис­клю­ча­ют­ся из граж­дан­ско-пра­во­вых от­но­ше­ний;
5) дее­спо­соб­ность воз­ни­ка­ет в пол­ном объ­е­ме по до­сти­же­нии 14-лет­не­го воз­рас­та.
38.  
i

Право, за­креп­лен­ное в ста­тье 29 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь: «Не­при­кос­но­вен­ность жи­ли­ща и иных за­кон­ных вла­де­ний граж­дан га­ран­ти­ру­ет­ся. Никто не имеет права без за­кон­но­го ос­но­ва­ния войти в жи­ли­ще и иное за­кон­ное вла­де­ние граж­да­ни­на про­тив его воли», от­но­сит­ся к груп­пе прав че­ло­ве­ка:

1) куль­тур­ных;
2) лич­ных;
3) со­ци­аль­ных;
4) эко­но­ми­че­ских;
5) по­ли­ти­че­ских.
39.  
i

Важ­ней­ши­ми спо­со­ба­ми воз­дей­ствия людей друг на друга яв­ля­ют­ся убеж­де­ние, под­ра­жа­ние, за­ра­же­ние и ________ .

40.  
i

По­ня­тие в пси­хо­ло­гии, обо­зна­ча­ю­щее:

а)  один из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих со­ци­аль­ных про­цес­сов;

б)  ак­тив­ное усво­е­ние че­ло­ве­ком со­во­куп­но­сти зна­ний, норм по­ве­де­ния, при­вы­чек, поз­во­ля­ю­щих ему жить в об­ще­стве и быть его пол­но­прав­ным чле­ном,  — это _________ лич­но­сти.

41.  
i

Опре­де­ли­те пси­хо­ло­ги­че­ский тип ха­рак­те­ра, опи­сан­ный швей­цар­ским пси­хо­ло­гом Кар­лом Юнгом. Ответ за­пи­ши­те сло­вом.

«Су­ще­ству­ют люди, ко­то­рые де­ла­ют из себя по­сме­ши­ще, чтобы раз­влечь дру­гих... Есть и дру­гие, кто может быть счаст­лив лишь тогда, когда это воз­буж­да­ет за­висть дру­гих, или такие, кто вечно на­хо­дит для себя про­бле­му для того, чтобы по­лу­чить удо­воль­ствие от со­чув­ствия своих дру­зей...».

42.  
i

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность раз­де­лов Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

1)  Ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя.

2)  Про­ку­ра­ту­ра. Ко­ми­тет го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля.

3)  Из­би­ра­тель­ная си­сте­ма. Ре­фе­рен­дум.

4)  Пре­зи­дент, Пар­ла­мент, Пра­ви­тель­ство, Суд.

5)  Дей­ствие Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь и по­ря­док ее из­ме­не­ния.

43.  
i

Изу­чи­те диа­грам­му и ука­жи­те два вер­ных утвер­жде­ния.

Со­глас­но дан­ным диа­грам­мы:

1)  Рынок про­из­во­ди­те­лей калия яв­ля­ет­ся при­ме­ром меж­от­рас­ле­вой кон­ку­рен­ции.

2)  Не­ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли калия яв­ля­ют­ся мо­но­по­ли­ста­ми на ми­ро­вом рынке.

3)  ОАО «Бе­ла­русь­ка­лий» яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей калия.

4)  На рынке про­из­во­ди­те­лей калия до­ми­ни­ру­ет одна круп­ная ком­па­ния.

5)  На рынке про­из­во­ди­те­лей калия много от­рас­ле­вых кон­ку­рен­тов.

44.  
i

Вы­бе­ри­те два по­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие на­ци­о­наль­ную по­ли­ти­ку Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

1)  Право граж­дан на сво­бо­ду со­ве­сти;

2)  предо­став­ле­ние пред­ста­ви­те­лям ти­туль­ной нации пре­иму­ще­ствен­но­го права за­ни­мать го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти;

3)  предо­став­ле­ние права каж­до­му граж­да­ни­ну поль­зо­вать­ся род­ным язы­ком, вы­би­рать язык об­ще­ния, вос­пи­та­ния и обу­че­ния;

4)  про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских фе­сти­ва­лей на­ци­о­наль­ных куль­тур;

5)  ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний между ре­ли­ги­оз­ны­ми общ­но­стя­ми на ос­но­ве прин­ци­па ра­вен­ства перед за­ко­ном.

45.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка де­мо­кра­ти­че­ско­го устрой­ства го­су­дар­ства.

1)  На­ли­чие в об­ще­стве пар­тий, ко­то­рые вы­ра­жа­ют ин­те­ре­сы раз­лич­ных групп на­се­ле­ния;

2)  силь­ная со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства;

3)  рав­но­пра­вие граж­дан при осу­ществ­ле­нии их по­ли­ти­че­ских ин­те­ре­сов;

4)  кон­троль над де­я­тель­но­стью пра­ви­тель­ства со сто­ро­ны пре­зи­ден­та;

5)  со­блю­де­ние сво­бо­ды слова и со­бра­ний.

46.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  обя­зан­но­сти ра­бот­ни­ка

Б)  обя­зан­но­сти на­ни­ма­те­ля по от­но­ше­нию к ра­бот­ни­ку

1)  под­чи­нять­ся пра­ви­лам внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка

2)  еже­ме­сяч­но вы­пла­чи­вать пре­мию

3)  обес­пе­чи­вать тру­до­вую дис­ци­пли­ну

4)  свое­вре­мен­но вы­да­вать за­ра­бот­ную плату

5)  офор­мить за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем)

6)  со­блю­дать пра­ви­ла тех­ни­ки без­опас­но­сти

47.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Функ­ция по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

A)  ком­му­ни­ка­ции

Б)  ре­гла­мен­та­ции

B)  кон­тро­ля

Про­яв­ле­ние

1)  оцен­ка вы­пол­не­ния граж­да­на­ми и ор­га­ни­за­ци­я­ми уста­нов­лен­ных за­ко­нов

2)  опре­де­ле­ние стра­те­гии об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

3)  упо­ря­до­че­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний по­сред­ством обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния за­ко­нов и свя­зан­ных с ними норм

4)  обмен ин­фор­ма­ци­ей между ин­сти­ту­та­ми го­су­дар­ства и граж­дан­ским об­ще­ством

48.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Функ­ция рынка

A)  се­лек­тив­ная

Б)  сти­му­ли­ру­ю­щая

B)  ре­гу­ли­ру­ю­щая

Про­яв­ле­ние

1)  предо­став­ле­ние све­де­ний о ди­на­ми­ке цен на то­ва­ры

2)  из­бав­ле­ние эко­но­ми­ки от не­кон­ку­рент­ных участ­ни­ков

то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний

3)  со­дей­ствие вы­пус­ку про­из­во­ди­те­ля­ми более де­ше­во­го и

ка­че­ствен­но­го то­ва­ра

4)  под­дер­жа­ние рав­но­ве­сия спро­са и пред­ло­же­ния на то­ва­ры через ме­ха­низм

ры­ноч­но­го це­но­об­ра­зо­ва­ния

49.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Нрав­ствен­ная цен­ность науки

(по Р. Мер­то­ну)

A)  не­за­ин­те­ре­со­ван­ность

Б)  общ­ность

B)  ор­га­ни­зо­ван­ный скеп­ти­цизм

Ха­рак­те­ри­сти­ка

1)  вы­со­кая от­вет­ствен­ность уче­но­го за оцен­ку ре­зуль­та­тов

и точ­ность ис­сле­до­ва­ний его пред­ше­ствен­ни­ков

2)  бес­ко­рыст­ный поиск ис­ти­ны, сво­бод­ный от со­об­ра­же­ний

лич­ной вы­го­ды

3)  на­уч­ное зна­ние долж­но сво­бод­но ста­но­вить­ся общим

до­сто­я­ни­ем

4)  ис­тин­ность на­уч­ных вы­во­дов долж­на оце­ни­вать­ся по одним

и тем же пра­ви­лам

50.  
i

До­пол­ни­те схему, ис­поль­зуя при­ве­ден­ные в пра­вом столб­це дан­ные.

1)  про­пор­ци­о­наль­ная

2)  ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го мень­шин­ства

3)  ли­бе­раль­ная

4)  бес­пар­тий­ная

5)  ма­жо­ри­тар­ная

6)  от­но­си­тель­но­го мень­шин­ства